Средства управления лошадью

Уздечка

Для управления лошадью используются особенности строения ее челюстей. В область беззубого края челюсти вкладывают трензель (удила), состоящий из грызла и двух металлических колец. Воздействие грызла на язык, челюсть и губы лошади дает возможность управлять ее головой, шеей и плечами, замедлять и прекращать движение.

Для того чтобы давление металлических удил на рот лошади не было болезненным, трензельное железо изготавливают достаточно толстым. Более толстые трензеля менее болезненно воздействуют на рот лошади, и поэтому их называют менее строгими. Тонкие удила называют более строгими. Такие удила нельзя использовать для лошадей с мягким (то есть с очень чувствительным) ртом. Строгие удила используют для тугоуздых лошадей, у которых слабо развита чувствительность рта.

Есть разные конструкции удил, но грызло всегда состоит из двух или трех частей. Иначе лошадь может легко закусить удила — захватить их зубами, и тогда она перестанет повиноваться всаднику. Для передачи команд через удила всаднику служат поводья. Левый и правый повод крепятся к кольцам трензеля с помощью пряжек. Поводья изготавливают из кожи или тесьмы.

Оголовье состоит из системы ремней: двух нащечных, суголовного (затылочного), налобного, подбородного, переносного (нахрапного) капсуля. В различных конструкциях уздечек те или иные ремни могут отсутствовать.

Повод, удила и оголовье вместе составляют уздечку.

Мартингал

К уздечке иногда пристегивают мартингал. Так называют приспособление, которое не дает лошадям, очень высоко задирающим голову, поднимать ее выше определенного уровня. Если лошадь задирает голову, ею трудно управлять, а откинув голову назад, она может ударить затылком всадника. Один конец мартингала крепится к подпруге седла; через кольца двух других свободно пропускаются поводья. При обучении верховой езде применяют вспомога-тельные средства управления лошадью: хлыст, шпоры, корду и бич.

Хлыст

Это достаточно гибкий прут длиной 50 — 70 см и толщиной 1 см. На конце хлыста для смягчения удара укреплена хлопушка. Сев на лошадь, хлыст держат в правой руке опущенным вниз. Мягким при-косновением хлыста к боку лошади всадник указывает ей, что она не выполнила его требование. Для многих лошадей вполне достаточно одного ощущения хлыста в руке всадника. Но когда лошадь выходит из повиновения, хлыст применяют для наказания. Один-два раза всадник ударяет хлыстом по боку лошади.

Проявлять жестокость по отношению к лошади, избивать ее — строго запрещено. Всадника, избивающего лошадь, снимают с соревнований. Он даже может быть лишен спортивных званий и возможности дальнейшего общения с лошадьми. Не следует путать понятия "жестокость" и "требовательность". В дружбе настоящих людей сочетание взаимного уважения и требовательности приводит к пониманию друг друга. И в отношениях с животными необходимо научиться сочетать ласку с умением настойчиво требовать от них послушания и повиновения воле человека. Не надо заискивать перед лошадью, ожидая за это доброго ее расположения. Лучше всего обходиться вообще без хлыста. Об этом очень хорошо сказал в прошлом веке автор знаменитой книги "Основы выездки и езды" англичанин Джеймс Филлис: "Раз я в седле — хлыст долой. Настоящему ездоку — шенкель и повод. Плохому — хлыст".

Шпоры

Одно из важнейших средств управления верховой лошадью — ноги всадника. Внутренняя сторона ног от пятки до колена получила название шенкеля. Для того чтобы усилить воздействие ног на бока лошади, человек издавна начал изготавливать шпоры разных конструкций и разной длины. Кто только не носил их: и богатыри, и витязи, и мушкетеры, казаки, гусары, ула-ны, кавалергарды, драгуны, конногвардейцы... В настоящее время у спортсменов чаще всего встречаются шарообразные шпоры и шпоры с гладким репейком.

Шпоры с колесиком запрещены — ими легко поранить бока животного. Начинающему всаднику пользоваться шпорами нельзя: он может не только испортить, но даже покалечить лошадь, а правильно ездить на ней так и не научится.

Корда

Во время приручения лошади, обучения ее прыжкам, приемам выездки, а также при ее разминке пользуются кордой — тесьмяной гладкой лентой длиной 10 — 15 м и шириной 4 см. На одном ее конце имеется ремень, застегивающийся на пряжку, а на другом — петля длиной около 20 см. Когда корда применяется при разминке лошади в манеже, спортсмен пристегивает корду к правому или левому кольцу трензеля и отходит от животного на несколько метров, распуская ленту корды. Затем он пропускает одну руку в петлю, а другой регулирует натяжение корды. Хорошо выезженные лошади двигаются по кругу на любом аллюре, подчиняясь командам спортсмена, громко и отчетливо произносимым вслух: "Шаг!", "Рысь!", "Галоп!". При движении лошади налево корду держат в левой руке, при движении направо — в правой.

Бич

Для регулирования движения на корде молодых, ленивых и непослушных животных, при обучении лошадей прыжкам через препятствия и основным элементам выездки применяют бич. Его не так уж трудно сделать самому: нужны упругая палка из легкого дерева длиной 1,5 м для рукоятки и сплетенный из тонких ремешков ударник длиной 3 м, надежно прикрепленный к рукоятке.

Средства предохранения лошади

Для предохранения лошади от переохлаждения при-меняют попону, а для предотвращения травм во время тренировок и соревнований — бинты, ногавки и резиновые кабуры.

Попона

Используется при перевозках лошадей, резком понижении температуры в конюшне, для защиты разгоряченной лошади и для согревания больной. Изготавливается она обычно из шерстяной ткани и с помощью застежек крепится на теле лошади.

Бинты

Специальные хлопчатобумажные бинты применяются для бинтования ног лошади. Они предохраняют сухожилия и связки от растяжений.

Ногавки

Чтобы избежать ушибов и других повреждений ног лошади, часто поверх бинтов накладывают на пясти кожаные ногавки. На ноге ногавка застегивается или зашнуровывается.

Резиновые кабуры

Для предохранения венчиков ног от зарубок (ссадины и раны при ударе копытом или подковкой одной ноги по венчику другой во время движения лошади) на копыта натягивают резиновые кабуры

Какие бывают седла и из чего они состоят
В нашей стране наибольшее распространение получили седла четырех типов: строевые, казачьи, спортивные и скаковые.

Строевые и казачьи седла

Долгое время применялись в кавалерии. Они были хорошо приспособлены для многодневных переходов по любым дорогам и в любых погодных условиях, создавали удобства для всадника, одетого в военное обмундирование. Была предусмотрена и возможность прикрепления к седлам вьюков с обмундированием. Вес строевого седла с вьюком достигал около 40 килограммов. Есть и специальные вьючные седла, но они не применяются для верховой езды. В настоящее время строевые и казачьи седла используются в экспедициях, при пастьбе, для съемок кинофильмов.

Спортивные седла

Они должны максимально облегчить передвижение лошади на всех аллюрах и при прыжках. Спортивные седла подразделяются на седла для конкура, троеборья, стипльчеза, для высшей школы верховой езды, вольтижировки (на них выполняют специальные гимнастические упражнения) и для обучения верховой езде (учебные седла). Учебные седла более просты по своей конструкции и обычно изготавливаются из дешевых материалов.

Спортивное седло состоит из ленчика, двух крыльев, двух подкрылков, сиденья, двух подушек, двух подпруг, четырех или шести приструг, двух путлищ, двух стремян, двух шнеллеров и потника.

Ленчик изготавливают из металла. Он является твердой основой всего седла и состоит из двух лавок, скрепленных металлическими дугами. Эти дуги называются передней и задней лукой. Длина ленчика зависит от вида конного спорта.

Крылья и подкрылки изготавливаются из кожи. Они служат для предохранения ног всадника от прикоснове-ния с подпругами, пристругами и пряжками, прикрывают потник. У скаковых седел крылья более поставлены вперед, так как во время скачек всадник стоит на стременах, выдвигая вперед ноги. У седел для высшей школы верховой езды крылья опущены вертикально вниз.

Сиденье делают из кожи. Оно дает возмож-ность всаднику занять правильное и удобное положение на спине лошади.

Подушки изготавливают из плотной материи и набивают шерстью. Располагают их под сиденьем; они прилегают к телу лошади по обе стороны ее позвоночника, помогая избежать воздействия на него.

Потник делают из толстого войлока. Он смягчает давление седла и подушек на тело лошади, препятству-ет образованию потертостей, впитывает пот во время работы лошади. Под потник подкладывают вальтрап прямоугольный кусок белой полотняной ткани размером 70 х 80 см. Вальтрап предохраняет кожу лошади от загрязнившегося потника. Он не является частью седла.

Подпруги изготавливают из тесьмы. Современное спортивное седло чаще всего имеет две подпруги, ко-торые с помощью пряжек и приструг плотно охватыва-ют снизу и с боков тело лошади, не давая седлу сползать вбок и перемещаться вдоль спины.

Стремя изготавливают из металла и подвешивают на кожаный ремень с пряжкой, называемый путлищем. Путлище продевают в шнеллер — специальное металлическое приспособление с замком. Длину путлища можно менять, подгоняя ее по длине ног всадника. Стремена служат всаднику дополнительной опорой.

Иногда к спортивным седлам ошибочно причисляют скаковые седла — максимально облегченные, предназ-наченные для скачек на ипподромах. Но ипподромные скачки не являются классическим видом конного спорта, и поэтому скаковые седла (рабочие и призовые) следует отнести к специальному типу.

Спортивные (кроме вольтижировочного) и скаковые седла весят намного меньше строевых и казачьих: от 0,5 до 9 кг

Чистка и осмотр лошади.

Надев уздечку, вы должны проверить состояние лошади.
Загляните в кормушку и убедитесь, что она пуста: съеденный корм — одно из свидетельств хорошего состояния лошади.
 
 

Встав слева от лошади, лицом к ней, осмотрите холку, спину, левый бок и грудь — особенно места прилегания к телу животного различных частей седла.

Лошадь можно считать готовой к работе, если она здорова и вычищена. Грязь, кусочки сена и опилки на теле животного могут во время верховой езды привести к механическим повреждениям его кожного покрова.

http://s40.radikal.ru/i090/0904/7d/f9431e970870.jpghttp://s47.radikal.ru/i116/0904/f3/d1e663edfa29.jpg
http://i016.radikal.ru/0904/b0/de7c3d5efaed.jpghttp://s39.radikal.ru/i085/0904/fb/84ba5b3042de.jpg

Если лошадь лежала, то щеткой или суконкой смахните остатки подстилки с ее тела и тщательно протри-те спину от пыли. Гриву и хвост также очистите от грязи, соломы и опилок.

Для осмотра правого бока обойдите лошадь со стороны головы, придерживая правой рукой повод. Проверка готовности лошади к езде заканчивается осмотром и чисткой копыт               ( крючкованием ).

Надевание уздечки
Для вывода в манеж на лошадь следует надеть уздечку. Технология надевания такова:

1) Возьмите уздечку в левую руку, окликните лошадь и, открыв дверь в денник, огладьте. Теперь мож-но надевать уздечку.
2) Правой рукой расстегните подбородный ремень, тем самым вы освободите пристегнутый повод.
3) Уздечка у вас в левой руке, а повод в правой, вы стоите у левого плеча лошади. Смело шагните вперед к голове, правой рукой перекиньте повод через голову лошади ей на шею.
4) Сейчас от вас потребуется четкая согласованность движений рук.
Правой рукой обхватите голову лошади и одновременно поднимите левой рукой оголовье так, чтобы ладонью и пальцами правой руки вы смогли плотно прижать середину нащечных ремней к ее носу. Освободившейся левой рукой вложите удила в рот лошади.
5) Она чуть приоткрыла губы и захватила железо передними зубами. Не зевайте! Вы должны заставить ее взять удила в рот.
6) Потяните уздечку правой рукой вверх и, помогая левой рукой, натяните суголовный ремень на затылок лошади.
7) Высвободите челку из-под налобника, расправьте ее и подгоните подбородный ремень: застегните его так, чтобы он не стягивал кожу лошади и не болтался.
http://s49.radikal.ru/i125/0904/ab/79ce82b03b22.jpg http://s47.radikal.ru/i118/0904/84/26fca139e73e.jpg http://s45.radikal.ru/i110/0904/79/003980e09dc9.jpg http://s61.radikal.ru/i171/0904/bc/6d69174dc007.jpg http://s59.radikal.ru/i166/0904/57/c456f0692f91.jpg